Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" (НИУ ВШЭ) - отзывы
Я поступил в магистратуру ВШЭ в сентября 2022 года по направлению Маркетинг-Менеджмент. Вступительные испытания оказались несложными и я набрал проходной балл благодаря своему портфолио. До начала обучения я уже несколько лет как занимался маркетингом и исследованиями, поэтому хотел получить больше знаний в этой индустрии и улучшить свои навыки управления командой. Увы, данная программа не подходит для описанных целей и на то есть целый ряд причин, постараюсь быть объективным и перечислю их по пунктам: 1) Мы не изучили ни один прикладной маркетинговый инструмент — весь первый год был посвящен брендингу, позиционированию и знакомству с маркетингом в целом. В качестве объектов изучения выступали исключительно бренды из прошлого, разнообразные корпорации и истории их успеха. Окей, я теперь знаю, к какому потребительскому архетипу относится клиентка Givenchy, но не более. Никто не рассказал, как именно ей можно продавать. Учтите также, что английский или третий язык на этой программе не предусмотрен. После Шанинки, где 40% предметов были на английском, а дополняло их 6 часов языка в неделю, я ощутил деградацию своего уровня знания языка (примерно с С2 до С1). 2) Хотя прикладных курсов не было вообще, нашу программу забили курсами, которые не хотелось выбирать. К ним я отношу брокерское дело и проклятую дискретную математику. В какой-то момент мы с одногруппниками забыли, на кого учимся — в программе появились курсы в духе «КАК ВОСПИТАТЬ РЕБЕНКА-БИЛИНГВА». Просто напомню, что речь идёт о магистратуре по маркетингу, которая стоит 350 т.р. 3) Абсолютно идиотское расписание и отсутствие организации учебного процесса. На звонки наш куратор не отвечал, курсы по выбору можно было взять только с большой задержкой и только из оставшихся, расписание у каждого студента отображалось по-своему (не удивительно, ведь HSE app с расписанием был также разработан студентами Вышки). Это все вылилось в то, что у меня было 2 выходных посреди рабочей недели, зато вечер пятницы был завален парами до 9 часов вечера. Самое сочное, что мне поставили два предмета по пятницам одновременно (пересечение расписания) и я должен был выбирать, на какой из них ходить. Разумеется, отказаться от одного из них было нельзя. К слову, пересдача по одному из этих «параллельных» предметов и стала причиной моего отчисления. 4) Полное несоответствие заявленным обещаниям. Нам говорили, что будут растить из нас директоров по маркетингу, но никаким рекламных инструментам нас так и не научили. Кроме того, ВШЭ уволила половину наиболее достойных преподавателей прямо перед стартом курса, что полностью обесценило для меня эту программу. Было ощущение, что мы с группашами становимся профессионалами вопреки своему образованию, а не благодаря. Такое ощущение было по крайней мере у половины группы. 5) Инфоцыганство. Вышка пыталась компенсировать отсутствие в своей программе Hard Studies по профессии при помощи банального инфоцыганства. Приглашали менеджера из какой-нибудь крупной компании (скажем, СЕО Bacardi Russia), далее эти персонажи без опыта в образовании начинали рассказывать о себе любимых, не задумываясь о пользе этой информации. Пара сводилась к банальному коучингу в духе: «ТЫ ДА ТЫ ПАРЕНЕК ЗАПОМНИ ТЫ ЛУЧШИЙ!!!11!». Вот и всё, что ВШЭ могли предложить на занятиях, которые назывались «Лидерство». 6) Полное отсутствие инноваций. Будьте готовы слушать о рекламных кампаниях 50-летней давности, приготовьтесь услышать от недоумевающего препода: «а что ещё за а/б-тесты такие?». Приготовьтесь к тому, что вас будут учить продавать картошку и духи, а не ПО и услуги. 7) Отрицательный нетворкинг. Я экстраверт и при этом за год подружился только с двумя своими одногруппницами, остальные люди были разбросаны по стране и миру — нас никто не пытался познакомить или свести. При том, что программа полностью заочная и постоянно подразумевает работу в группах, способы конектиться с людьми почти отсутствовали. Мы так и остались чужими друг для друга, что очень грустно. Я сравниваю с МВШСиЭН, где учился раньше — на фоне неё ВШЭ просто сельский техникум. Надеюсь, не оскорблю этими словами выпускников сельских техникумов.
Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"
Коротко: это капец. Учусь на новой программе "Стратегия и продюсирование в коммуникациях", 1 курс. Но все по порядку: 1. Преподаватели; 2. Оценивание; 3. Полезность предметов; 4. Расписание; 5. Организация учебного процесса; 6. Конкуренция. 1. У меня были опасения насчет молодых преподавателей, и они в какой-то мере оправдались.. а в какой-то нет, потому что взрослые преподы оказались не лучше. В первом семестре у нас была молодая преподавательница по экономике, которая отлично вела свой предмет, и он стал самым интересным на курсе для меня (хотя это не мое направление))) Что касается остальных, это полный ужас. Некомпетентные, несоблюдающие субординацию: преподавательница по праву позволяла себе есть прямо на занятии, не знала ответов на элементарные вопросы, учитывая то, что она "адвокат", другой препод на занятии выражалась матом, еще одна все занятие сидела в телефоне и изредка смотрела на выступающих. Если говорить про взрослых, то ситуация не лучше, а только хуже, потому что у них отношение к своим предметам просто наплевательское. В конце семестра мы узнали, что оценки за активность будут выставлены по памяти преподавателя... Как это может быть в нормальном учебном заведении? 2. Оценивание - это просто упасть и не встать. Мы все знаем про инфляцию оценок. Но дело даже не в этом. Нет четких критериев и, когда задаете вопрос, почему именно такая оценка, получаете ответ от преподавателя по "Истории рекламы" примерно следующий: "Ну вот, я когда вашу работу только открыла, сразу поняла, что это..(оценка)". И критериев нет не только по этому предмету, они везде и все очень и очень размытые, студенты просто не понимают, что от них хотят. Кроме того, молодые преподаватели склонны выбирать любимчиков и завышать им оценки. 3. Предметы в первом семестре мы не просто прошли, а пролетели: в голове ничего не осталось, ведь невозможно за такое количество времени пройти целый курс по какому бы то ни было предмету. Например, за 1.5 месяца мы прошли весь курс логики, за 1 семестр макро и микроэкономику и так далее. Вообще часто вам придется самим искать всю информацию для занятий, потому что АБСОЛЮТНО ВСЕ лекции просто максимально бесполезные. В общем и целом, полезных и практически применимых знаний я не приобрела и уже начинаю сомневаться, что таковые будут. Соболезную всем, кто также платит за ЭТО 690к в год. 4. Расписание - это тоже отдельная история. Ехать два раза в неделю только ради одной пары, а в субботу идти на 5 подряд - нормальная практика в НИУ ВШЭ. Окна по 4-5 часов между парами здесь тоже норма. 5. Мое любимое - выбор предметов в системе Смарт поинт. Подаешь заявку на один предмет, где много мест, а потом получаешь отказ, потому что "не хватило мест". Вообще все сайты вышки склонны падать, когда туда заходит больше 10 человек. Многие из студентов из-за таких идиотских систем вышки не могли нормально писать экзамены, все вылетало и не работало. Второй момент: все в конце семестра писали экзамен с прокторингом, нам обещали проверить работы в течение 5 дней с окончания сессии, но задержали на две недели. Да и вообще по многим предметам оценки выставляются гораздо позже обещанного, вы также можете в течение всего семестра вообще не видеть свою ведомость и не знать свои оценки. 6. Мне все эти разговоры про конкуренцию казались глупостью, ну или хотя бы преувеличением. Но все оказалось куда хуже: борьба за рейтинг существует и она не щадит никого. В группе открытая конкуренция, никто не помогает друг другу, никто вам не скинет даже 1 написанный билет к экзамену. Честно говоря, это очень давит морально. Плюсов очень и очень мало, и они меркнут на фоне минусов. Выводы: ~ ВШЭ может быть и хороший, современный ВУЗ, и я знаю, что многим ребятам нравится учеба на других направлениях, но именно "Стратегия и продюсирование в коммуникациях" - это полный провал, возможно, потому что программа новая и многие предметы не доведены до ума. Еще и многих преподавателей находят за неделю до начала предмета... но это уже другая история. В общем, не советую именно эту программу в НИУ ВШЭ.
Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"
Что могу сказать по поводу данного ВУЗа. Поступала сюда, насмотревшись и начитавшись о том, какой ВУЗ «современный», «толерантный» и вообще вон выходящий из себя своей индивидуальностью. И да, это так, но насколько же здесь все муторно и заморочено.. Выделю минусы, которые очень заметны не только мне, но и другим студентам: 1. Обучение никакущее. Честно. Обучают вообще непонятно чему, предметы с мизерной долей связаны со специальностью, на которой я учусь. Лекции скучные, монотонные, никакого интерактива со студентами, посещать только для того, чтобы черпануть материалов для сессии, не более. Семинары такие же 2. Система оценивания…. Отдельная история просто. Во-первых, в вышке 10-балльная система оценивания. Честно, я сама лично очень привыкла к стандартным 5,4,3,2, и вот эти вот оценки в 6-7 баллов очень мозолят глаза, но это, наверное, мое личное мнение. Во-вторых, по каждому предмету существует своя формула оценки. То есть, чтобы понять, какая у тебя будет оценка за всю дисциплину, надо по формуле рассчитать, что да как. Она везде разная, у каждого предмета своя. Это тоже отдельная история. Постоянно сидеть высчитывать, что же у тебя там выйдет - в напряг. Вот честно, вышка выделилась своей индивидуальностью прям в полной мере. Также, насколько это известно, чтобы нормально закрыть предмет, надо набрать хотя бы 4 балла, или же 3,5, после чего оценка округляется до 4. Однако, правило это тоже не на всех предметах действует, есть такие, где никто и ничего тебе округлять не будет, зато если сдал на 4,5 - округлят с радостью. Оценки также зарабатываются на семинаре (активность, какие-либо проекты групповые и так далее). Но вот объективно, на каждом предмете задания такие: проект, проект, проект, еще раз проект, и еще раз проект. Причем проекты эти бесполезные, только время отнимают. О чем эти проекты… никто сам не понимает, делают ради оценки. 3. Система образования в целом. 4 сессии? Не перебор ли? Главное, что на первую сессию (первого модуля) могут дать один предмет для закрытия, а на вторую целых 7 закинуть, и всем все равно, успеешь или нет, надо каким-то боком закрыть. В одной сессии неправильно сочетают предметы (куча бесполезных и несколько очень сложных по сдаче предметов). И если получишь 3 пересдачи, добро пожаловать, вылетишь. Очень как-то все неорганизованно здесь, закидывают какие-то бесполезные предметы, куда больше - без понятия 4. Еще по поводу состава преподавателей. Преподаватели все очень молодые, честно, возникает вопрос, чему они могут нас научить? Я все понимаю, все люди разные, но…. Если, например, накапливаются хвосты, или же какая-нибудь спорная оценка, или хочется ее поднять - фиг вам. Никому это не интересно, в пользу студента практически ничего нет. 5. Для тех, кто учится платно: по поводу цены.. Чуть упадешь с этого злосчастного рейтинга - скидку с радостью выкинут с тебя. Цена обучения - отдельный разговор. Вообще не оправдывает качество образования 6. Ежедневные окна по 1,5-2 часа, а то и больше. В общем, минусы еще есть, но боюсь, не передам их всех здесь. Университетом крайне не довольна
Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"
Если вы читайте это отзыв, то прошу отнестись к нему очень серьёзно, особенно при выборе вами учебного заведения. Я являюсь бывшим студентом 1 курса программы двух дипломов по экономике между ВШЭ и Лондонским университетом и хочу поделиться с вами своим опытом обучения в этой шарашкиной конторе. Для начала начнём с того дня, когда я выбирал ВУЗы, являющиеся сильными в плане экономики, и ,в итоге, направил всё своё внимание на вышку, т.к. по слухам это учебное заведение считалось якобы «вузом номер 1 в России». Однако, в первые дни учёбы все первокурсники сразу начали сталкиваться с проблемами, связанными с некомпетентностью преподавателей по каждому предмету, неумении объяснять материал должным образом и помогать тем, кто не может понять всё сразу. Кроме того, можно подчеркнуть отсутствие нормальных учебных пособий, вместо которых выдают книги с материалом, который никак не связан с программой обучения. Также, студенты сталкиваются с лекциями, которые больше напоминают комиксы, где очень много непонятных и коротких слайдах, и в которых материал расходится с тем, что им дают на семинарах и домашних работах, которые практически невозможно решить, если ты не гений. В итоге огромному проценту студентов на весь первый курс (90%) приходится забить на посещение лекций и семинаров, т.к. от этого никакого толку, и начать заниматься параллельным обучением вместе с репетиторами (мне даже это открыто сказали в администрации, когда я ходил забирать свои документы),среди которых имеются выпускники данного факультета, не сумевшие достичь карьерных высот (хотя некоторые из них окончили данный факультет с отличием) и обучающиеся на магистратуре. Также, хочется сделать акцент на том, как в вышке преподают английский язык. В этом случае готовьтесь к худшему. За 4 года обучения вы столкнётесь с полной деградацией вашего языкового уровня, потому что в вышке всем наплевать, что ваши языковые навыки нуждаются в улучшении и всё время пичкают вас билетами международного экзамена IELTS, т.к., по их мнению, это «более эффективный метод» повышения вашего уровня знаний английского языка. Кроме того, хочется отметить то, что вся система обучения вышки заключается в том, чтобы лишить некоторых студентов обучения на бюджетной основе путём обесценивания скидки, полученной ими во время поступления по результатам экзаменов и олимпиад (т.е. когда ты поступаешь в вышку на бюджет, то получаешь не обучение за счёт государства, а лишь 100%-ю скидку, которую можно легко потерять из-за даже одного маленького неверного движения в плане учёбы). В заключение мне хотелось бы сказать следующее: я сомневаюсь, что ВШЭ была создана по образцу западных ВУЗов, т.к. В Европе или Америке ситуация не доходит до того, что всем студентам приходится брать репетиторов по каждому предмету и, тем самым, тратить всё время на учёбу, не имея как студенческой, так и личной жизни. А все эти слухи о том, что ВШЭ-ВУЗ номер 1 в России, и что там дают мега крутую базу -всего лишь грамотный пиар, который был сделан для того, чтобы заманивать к себе абитуриентов и выкачивать деньги из них и их несчастных родителей. Поэтому я настоятельно предупреждаю вас: “Если вы - не гении или не имейте сильной математической базы, то держитесь от этого ВУЗа подальше и забудьте о нём, как о страшном сне!».
Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"
Студент 4-го курса исследовательского потока ОП "Экономика" Прежде, чем начну говорить о плюсах и минусах, я хотел бы прояснить некоторые моменты, которые судя по количеству негативных отзывов становятся откровением для абитуриентов. Университет - это не школа, вам не будут тут разжевывать каждую строчку из учебника и не будут принуждать вас делать домашку, чтобы вы лучше усваивали материал. Задача лекций и семинаров, особенно по математическим дисциплинам - дать вам ту базу, с которой вы легко сможете понять все остальные аспекты или пункты темы. Точно так же и с задачами. Максимум, что вам предложат - это страницы из задачника и номера задач, которые вы если хотите можете делать, а можете не делать. Могу сказать лишь, что по статистике все те, кто стараются выполнять все пункты, предлагаемые преподавателями, в итоге оказываются на вершине рейтинга, а те, кто филонят полгода и получают неуд начинают строчить негативные комменты о том, как плохо преподавание в ВШЭ. Также хочу обратить внимание, что пишу я максимум про свой факультет и скорее даже про образовательную программу. Я не знаю, как обстоят дела в других местах. Плюсы: 1) Действительно мощное экономическое образование. Хоть по началу вам и будет казаться, что вы проходите очень базовые и простые вещи, которые наверняка проходят все, вы сильно удивитесь, когда поймете насколько ваши знания в этой теме будут глубже, чем у большинства выпускников других ВУЗов. Особенно это касается студентов исследовательского потока (ИП), если вам удалось поступить на ИП - учиться будет очень сложно, но по глубине познаний это точно окупится. 2) По основным дисциплинам чаще всего преподаватели очень качественные, действительно разбираются в предмете и очень часто коммуникабельны. Что самое главное, чаще всего семинаристами становятся аспиранты, которые совсем недавно были такими же студентами, которые прекрасно понимают ваши проблемы, ваши шутки и очень эффективно могут проводить свои занятия. Есть и отдельные "приколы" с преподами, о них расскажу в минусах. 3) Международный статус вышки без сомнений одно из ее главных преимуществ. С самого начала обучения вы получаете крЕдиты европейского образца, которые признаются почти всеми ведущими Европейскими университетами. В вышке постоянно можно встретить иностранцев как на лекциях, так и просто гуляя по кампусу. Под иностранцами я имею в виду не наших товарищей с постсоветского пространства, а Европейцев, Африканцев, Американцев. Очень сильно в вышке развита система мобильности студентов. Половина студентов моей группы, включая меня, хотя бы на полгода ездили учиться в Европейский университет. Причем это происходит по соглашениям абсолютно бесплатно. Вам нужно лишь оплатить перелеты и жилье. (Многие оплачивают это выигранными стипендиями) Причем, для того, чтобы это реализовать совсем необязательно быть в топах рейтинга, даже средние студенты без особых трудностей выбивают себе такие поездки. 4) Прозрачная система получения оценок. По большинству дисциплин оценка формируется в процессе выполнения множества разных активностей (выступление на семинарах, домашки, рефераты, контрольные). Вы в любой момент можете посчитать свою накопленную оценку и почти никогда финальный балл не станет для вас сюрпризом. Сценарий, что вы не понравились какому-то преподу и он вас задушил на экзамене почти нереален, потому что по большинству предметов люди к экзамену подходят уже минимум с 4 из 10 (удов). Рассказы об обратном вы скорее всего услышите от человека, который в лучшем случае пришел на 2 пары за полгода, провалился на экзамене и нашел внешнюю причину своей неудачи. 5) Гибкость посещения занятий. За 7 семестров моего обучения не было ни одной дисциплины, где отмечалась бы посещаемость на лекциях (кроме тех случаев, где на лекциях проходили мини-тесты, такая дисциплина была только 1). Вы сами решаете посетить лекцию, пройти материал самостоятельно по высланным материалам или просто забить. Иногда такая же система на семинарах по мат. дисциплинам, там тоже присутствие не смотрят. Смотрят в основном на предметах типо истории экономики или социологии, но это в основном связано с тем, что активность на этих семинарах входит в оценку. Что здесь по-настоящему важно, что никогда, ни при каких обстоятельствах, факт вашего непосещения не может стать основанием для недопуска к экзамену или к другим штрафам. Посещать или нет сугубо ваше решение, которое не несет никаких административных издержек. 6) Свобода выбора дисциплин. Уже начиная со второго курса, вам начнут предлагать множество курсов по выбору, причем брать можно даже с других факультетов. Вам ничто не мешает взять программирование с ФКН, если захотите и там будут места. На 4-м курсе вообще все курсы вы выбираете сами из очень большого перечня, таким образом вы будете изучать только то, что интересно вам и то, что будет полезно в вашей будущей профессии. 7) Майноры. Очень классная вещь, дает вам по сути вторую мини-специальность. Но тут все зависит от майнора. Бывают очень крутые и интересные майноры, которые действительно интересно проходить. А бывают абсолютно глупые и бесполезные, тут надо смотреть отзывы каждого майнора. С отзывами вас точно ознакомит студ.совет или другие студ. организации до начала процедуры выбора. 8) Очень хороший учебный офис. Иногда бывают определенные напряги с ним, но в большинстве случаев отвечают очень оперативно, по делу, всегда помогают или отправляют к тому, кто поможет. За 3,5 года не было ни одной проблемы с ним. Минусы: 1) Преподаватели, особенно по непрофильным дисциплинам. Иногда бросают людей, которым откровенно пофиг и на вас и на то, как вы пройдете материал. Для тех, кому неинтересно изучать предмет - это дар божий, так как скорее всего большинство уйдет с 8-ками, 9-ками и навсегда про этот предмет забудут, для тех же, кто действительно хотел разобраться - это трагедия. Для них по сути остается смотреть программу курса и изучать предложенные материалы. Отдельные примеры "забавных" преподов: На первом курсе, по микроэкономике нам бросили недавно закончившего американский вуз PHD. Вести лекции и объяснять материал публике он совершенно не умел, в КАЖДОЙ презентации было куча ошибок, которые мы по ходу лекции исправляли. Единственным плюсом в итоге стало его реальное понимание предмета, когда подходил к нему 1 на 1, все становилось сразу гораздо понятнее. Второй преподаватель был по МСФО. Ей было мега в каеф опаздывать на пары, объединять 4 семинарские группы в одну (семинар на 120 человек lol), чтобы проводить меньше пар и больше отдыхать, ну а про качество объяснения материала и говорить не стоит. Повезло, что в программе был учебник, по которому она преподавала, что позволяло проходить программу, особо не слушая ее. 2) Легендарные падения LMS не оставили равнодушным никого. Большинство процессов связанными с выбором майноров или курсов по выбору проходит через внутреннюю систему LMS. На моей памяти не было ни разу, чтобы это удалось провести с первого раза без миллиарда сбоев. Каждый раз эта процедура станет для вас адом, который вы будете еще долго помнить. 3) Не знал куда записать этот пункт, запишу сюда. Вышка, хоть и является государственным ВУЗом, собрала в себе весьма конкретную политическую тусовку. РЕБЯТА! Если Вам неприятна вся эта тема, если Вы не разделяете эти убеждения или хотите быть абсолютно вне политики, Вышка не ваш выбор. Я не хочу никого отговаривать на этой почве, но просто поступая, учтите, что это может стать для вас проблемой или источником постоянных разногласий с одногруппниками. 4) Местами слабая практическая подготовка. Вышка предлагает множество действительно прикладных курсов, которые пройдя, вы станете гораздо конкурентоспособнее на рынке труда, но если все ваше образование и развитие сконцентрировано исключительно в курсах вышки, при этом вы сами не пытаетесь изучать тему (например инвестирование), смотреть лекции, самостоятельно изучать какие-то прикладные штуки типо моделирования. Назвать вас готовым специалистом будет сложно. Учиться вам придется как на стажировках, на которые вы вероятно пойдете, так и самостоятельно, но весь нужный фундамент, чтобы этот процесс не стал для вас сущим адом, вышка в вас заложит. Итог: вышка по праву может считаться одним из лучших экономических ВУЗов России. Я не могу отвечать за другие факультеты, но в массе своей, негативные отзывы про ФЭН, написаны студентами, которые просто не вывезли все тяготы обучения здесь. Если вы хотите, чтобы с вами обращались как с ребенком, разжевывали материал - вам не сюда. Если вы хотите получить конкурентное, втч в западной среде, образование, с которым у вас действительно много перспектив в будущем - вам сюда. Когда читаете другие отзывы, о том, что рейтинг вышки завышен и по факту этот университет мусор, вы всегда можете просто открыть любой МЕЖДУНАРОДНЫЙ рейтинг, например QS, где в области экономики, Вышка занимает 68 место в мире и первое в России и понять, насколько такая позиция предвзята и необоснованна.